Жизнь в Праге и путешествия по Европе.
Воскресенье. На сегодня запланирована поездка в Кутну Гору. Выбрали этот город потому, что ехать не далеко и есть что посмотреть. Отправились на "рыхлике" с Главного вокзала. Поезд идет 55 минут, после Колина 10 минут. Билет на двоих в оба конца 270 крон.
Станция Кутна Гора.
Рассказывать о городе много не буду. Город Кутна Гора был основан в 13 веке на месте серебряных рудников. Недалеко от города, еще в 1142 году находился Седлецкий монастырь цистерцианцев. Именно на его территории и была найдена серебрянная руда.
Первыми шахтерами были немцы, пришедшие из города Йиглава, где уже добывалось серебро. Один из горняцких поселков назывался Cuthna Antiqua, что в переводе значит "старая монашеская ряса". В конце концов поселки объеденились и возник город с королевскими привилегиями. Он и получил название Кутна Гора. В конце 13 века в этом месте началась "серебрянная лихорадка", город рос как на дрожжах.
В начале 14 века в Кутна Горе был основан Центральный Монетный Двор Чешского государства. Были приглашены итальянские специалисты из Флоренции, которые помогли осуществить монетную реформу. Здание Монетного Двора с тех пор называется Итальянским (Влашским) двором. Именно тогда появился Пражский Грош - твередая валюта Чешского государства. Кутна Гора выпускала треть всех серебрянных монет Европы.
В период Гуситских войн кутногорцы встали на сторону императора и много людей полегло на поле брани. Гуситы были жестоки и Кутна Гора оказалась сожженной и разрушенной, шахты были затоплены и засыпаны, а богатые немецкие аристократы бежали в Германию.
После Гуситских войн Кутна Гора встала из пепла и снова обрела статус королевского города, именно в Кутна Горе, в 1471 году, был избран чешским королем Владислав Ягеллонский. Город обретает новые позднеготические строения и возобнавляет строительство кафедрального собора Св. Варвары.
Но запасы руды не бесконечны и в 1547 году Пражский грош перестает чеканитсья в Кутна Горе. На его смену приходит Толар. Закрывается Монетный Двор. Тридцателетняя война наносит еще один удар, шведские войска разоряют город. После войны в Кутна Гору приходит Орден Иезуитов, благодаря которому возникают новые строения, уже в стиле барокко. Но это не привело к расцвету города и Кутна Гора постепенно превратился в провинциальный городок.
Первая остановка была в соборе Девы Марии, седлецкого цистерцианского монастыря. Именно во время активной добычи серебра Седлецкий монастырь стал самым богатым в стране, так как оно добывалось на его землях.
Но монастырю не везло, его разрушали в каждый военный конфликт. Последний раз собор восстановили в 17 веке. Этот собор и костел Всех Святых с костехранилищем - все, что сохранилось от монастырского комплекса.
Три картины, повествующие об истории монастыря.
Мощи монахов, убитых в период Гуситских войн, в 1421 году.
Жарошицкая мадонна.
Часовня 14-ти святых.
Мощи Св. Феликса...
... и Св. Икентия
Образ Троицы в Средокрестии (свод).
Часовня Седлецкой Мадонны с Вифлеемом.
Венец капелл - места для моления богатых семейств.
Лестница Сантини - барочная лестница, ведущая на клирос. Итальянский архитектор Сантини провел последнюю реконструкцию собора в стиле готического барокко.
Вид с клироса - места для хора.
С клироса можно попасть на чердак собора.
А там есть и потайной ход.
Эти полусферы - своды потолка.
Вид с балкона, где стаяли все знатные люди Кутна Горы во время службы.
Старые кованные ручки.
Алтарь собора, выполненный из дерева.
Барочкая инкрустированная исповедальня.
Фрагметны архитектурных элементов собора 14 века.
Оригинальные скульптуры с западного фасада.
Ангел.
Св. Бенедикт.
Иоанн Креститель
Св. Бернард и Ангел.
Монашеские рясы.
Вот такой он, средневековый город Кутна Гора.
Следующей нашей остановкой была костница в костеле Всех Святых. Костел являлся частью Седлецкого монастыря. Еще с конца 13 века у костела находилось кладбище, где хоронили ни только жителей города, но и тысячи погибших в сражениях и от эпидемии чумы. В 1511 полуслепой монах собрал уже торчащие из-за нехватки земли кости на кладбище и сложил их в форме пирамид в крипте костела. А лишь в 1870 году, резчик по дереву Франтишек Ринт, создал из костей люстру, алтарь, герб рода Шварценбергов, которые владели Кутна Горой, дарохранительницу и все убранство зала.
Герб Шварценбергов.
Перед алтарем лежит множество монет. То ли любди хотят сюда вернуться, то ли подтверждают идею бренности человеческой жизни и незыблемом факте смерти.
По отверстиям в черепах можно судить, как жестоко бились на поле брани средневековые войны.
Стенд для стоматолога.
Вот так были сложены кости старым монахом.
Ринт подписался костями.
Ваза из тазобедренных костей.
Покидаем костницу и костел Всех Святых и отправляемся из бывшего Седлеца в Кутна Гору.
Шли мы долго, потеряли указатели и плутали по улочкам. Но нашли таки вход в старый город. Впереди Палацкехо намнести.
Заброшенный отель на улочке Колларова. Не купите? Вещь раритетная.
Площадь.
От нее уходят торговые ряды по улице Гусова.
Колокольня храма Св. Якова. Высота башни аж 86 метров! Первоначально задумывалось строительство двух башень, но поскольку фундамент собора стоит на бывших шахтах, возник риск обрушения башень и вторая не была достроена. Время постройки 14 век.
Недостроенная башня.
Слева от собора находится здание Монетного двора - Влашкий двор. К нему примыкает архидеканский дом.
С веранды открывается вот такой живописный вид на собор Св. Варвары и Иезуитское общежитие.
Влашский двор возник недалеко от старой торговой дороги между Чехией и Моравией - Габерсим путем. В конце 13 века в этом хорошо урепленном здании стали хранить серебро, а в дальнейшем и чеканить серебрянную монету. Также в 14 веке Влашский двор стал и королевской резиденцией, куда Вацлав 2 наведывался, как в центр его богатства. Еще в начале 13 века во Влашском дворе собрались все монетные дворы Чехии: из Брна, Праги, Йеглавы и других городов.
Остатки скульптуры Св. Вацлава.
То что было. Модель.
Внутренний двор.
Перед Влашским двором стоит Масарик.
Обходим собор Св. Якова и идем дальше к собору Св. Варвары.
Проходим мимо еще одной достопримечательности - музея серебра.
В 13 веке это было стороживое сооружение, которое впоследствии купил королевский чиновник Ян Смишек. Яша был предприимчивым и установил в своем доме печку для получения серебра. Тем самым пан Смишек разорял королевскую казну и очень быстро богател. Следы его богатства можно увидеть в оформлении комнат в стиле эпохи Возрождения. Из этого здания можно спуститься в средневековую шахту и ощутить себя серебродобытчиком тех времен.
Терасса вдоль Иезуитского общежития, соединяющая собор Св. Варвары и Монетный Двор. Вдоль этого искуственного моста стоят 12 скульптур групп святых работы Франтишека Баугута, созданных с конца 17 по начало 18 века. Аналогия скульптурных композиций пражкого Карлового моста.
С терассы открывается великолепный вид.
Собор Св. Варвары был построен на средства шахтеров, которая является их покровительницей. Собор строился более 500 лет. Местные жители всегда старались равняться с Прагой. Первым архитектором собора был сын Петра Парлержа, создателя Карлового моста, собора Св. Витта и своей архитектурной школы в Праге, Ян Парлерж. Сходство храмов в Праге и Кутна Горе по этому не случайно.
В 1626 году храм передается Иезуитам и в нем добавляются элементы барокко. Окончательно храм был достроен только в 1905 году.
Вифлеем.
Венец капелл воруг алтаря. Выгледят гораздо богаче, чем в Седлицком соборе.
Хоровые скамьи в стиле поздней готики, украшенные резьбой по дереву.
Позднеготические настенные фрески, в том числе и с тематикой горных работ.
Сундук с несколькими замками для хранения особо ценных вещей.
Высота собора сравнима с пражским собором Св. Витта.
Сводчатый потолок создали Матвей Рейсек и Бенедикт Рейт, также королевские архитекторы.
Витражи.
Алтарь, выполненный из дерева.
Тем временем смеркалось...
Следующим объектом нашего внимания стало иезуитское общежитие, что слева.
В нем находится художественная галерея.
Мы попали на выставку работ Альфонса Мухи.
Наряду с живописными работами были представлены фотография и графика чешского модерниста.
Эскиз витража для собора в Иерусалиме.
Рекламный плакат чешского ипатечного банка Славия.
Еще мы посетили выставку чешских художников 20 века и увидели два шедевра - один эпохи северного Возрождения (1514 г.) Лукас Кранах "Мадонна с младенцем", второй - интерпритация Энди Уоркхала в стиле поп-арт на тему картины Леонардо Да Винчи "Мона Лиза". Это впечатлило.
На Кутну Гору опускался вечер...
Здание общежития со стороны Монетного двора.
Каменный водоем, построенный в конце 15 века. Созданный для обеспечения города питьевой водой. Автор Матвей Рейсек.
Собор Св. Яна Непомуцкого - яркий представитель позднего барокко с элементами рококо и классицизма.
Каменный мещанский дом эпохи поздней готики, построенный до гуситских войн.
Во франтоне изображение Адам и Евы под деревом Познания. В настоящее время в доме экспозиция "Мещанский быт и культура 17-19 веков.".
Чумной столб, изготовленный в начале 18 столетия. От эпидемии чумы в Кутна Горе умерло более 6 000 человек.
Дом с элементами баварского стиля. В путеводителе не числится. Кстати, именно из Баварии в город пришли первые шахтеры.
На город опустился вечер. Площадь Палацкехо. На этом заканчивается наше путешествие в Кутна Гору. Мы выходим из Старого города в поисках дороги на вокзал.
Полные впечатлений, мы вернулись в Прагу. Да, в соборе Св. Варвары я купил бутылочку красного Сватовавржиницке вина 2007 года. Испробую, напишу, стоит ли внимания вино кутногорских монахов...
© 2007—2024. А.Маракулин
комментарии о дневнике | О Чехии