Жизнь в Праге и путешествия по Европе.
Четверг. Погода с утра не порадовала, шел обычный январьский венский дождь. Ну чтож, как и решили вчера, сегодняшний день мы посвятим музеям. Впереди два огромных музея - Новый Хофбург и Музей истории искусств.
По пути к дворцу мы посетили собор Вотивкирхе, который вчера был закрыт, поскольку работает до часу дня.
Вотивкирхе (нем. Votivkirche — «вотивная церковь»; также церковь Обета) — церковь Римско-католической церкви в Вене. Расположена в районе Альзергрунд рядом с Венским университетом. Возведена в неоготическом стиле в благодарность за спасение молодого императора Франца-Иосифа при покушении на него 18 февраля 1853 года. Высота церкви составляет 99 метров, и тем самым она занимает среди венских церквей второе место по высоте. На призыв к сбору средств на строительство церкви, объявленный братом императора Фердинандом Максимилианом, откликнулось 300 тысяч граждан империи. В конкурсе из 75 проектов победил проект 26-летнего архитектора Генриха фон Ферстеля. Строительство храма продолжалось 23 года. Церковь была освящена 24 апреля 1879 года в день серебряной свадьбы императора.
Элементы церкви чем-то напомнили собор Св Вита в Праге. Пражский собор тоже достраивали где-то в это время.
Орган.
Так и не понял, кто похоронен здесь. Но... "27 сентября — 14 октября 1529 — войска Османской империи под командованием Сулеймана I Великолепного безуспешно осаждают Вену, столицу Австрии. Защитники города прекрасно отражают атаки турок, и ввиду надвигающейся зимы туркам приходится отступить. Конец стремительному продвижению турок в Европу." Видите дата на полу красной краской? Может это связано с нападением турок?
От церкви Вотивкирхе идем сразу во дворец, через парк. Закутанные в мешковину деревья мне напомнили времена борьбы Римской Империи с Христианами. Как раз тот период, когда их активно вешали вдоль дорог за шею. Вообще в Вене не отпускает ощущение Имперского духа. В Риме я даже не чувствовал такого величия. Возможно дело в сохранившихся трофеях.
А эта птица спокойно разгуливала/каталась по ледяной поверхности застывшего фонтана.
В парке есть садик, а в садике венские дети, будущие Император и Императрица.
Итак, мы перед зданием Новый Хофбург, дворец, построенный на закате Империи Габсбургов. Именно в нем находится Оружейное собрание (Waffensammlung) с коллекцией оружия, Коллекция музыкальных инструментов (Musikinstrume ntensammlung) с музыкальными инструментами XVI-XIX вв., Эфесский Музей с барельефами из Мавзолея Луциуса Веруса и Этнографический музей. Куда мы и направились.
Работы по созданию Нового Хофбурга начались в 1881 г. и были завершены к 1913 г.
Шлемы, найденные под Константинополем. Год создания примерно 500-й.
Тикет.
Ну чтож, начнем с античности. Львы с эфесских храмов.
Рельефы с Мавзолея Луциуса Веруса. Луций Цейоний Коммод Вер более известный как Луций Вер (лат. Lucius Verus, полностью , лат. Lucius Ceionius Commodus Verus, 15 декабря 130—169), римский император с 161 по 169 из династии Антонинов, соправитель Марка Аврелия, своего брата по усыновлению (оба были усыновлены императором Антонином Пием). Мавзолей находится на территории нынешней Турции.
Глазастый Нептун.
Плавно переходим на второй этаж, в музай музыкальных инструментов.
Компактный орган. Сделано в Вене.
Фонограф Эдиссона.
И "флешки" к нему.
Еще один орган периода позднего барокко.
А это уже пианино.
Трехклавиатурный клавесин. Возможно "гибрид" - и клавесин и орган в одном.
А вот теперь входим в залы музея... Зашли мы со стороны уже современных инструментов, начала 20 века.
Рояли 19 века.
Инструменты с головами Франца Иосефа.
Гибрид скрипки и гитары.
Слева рояль, на котором играл Вагнер.
Макет Вены. Вот такой малюсенькой она была. На месте крепостной стены сейчас проходит "кольцевая" Рингштрассе.
Всегда должен быть запасной вариант.
Клавесин начала 19 века, на котором играл знаменитый австрийский композитор эпохи романтизма Франц Петер Шуберт (1797—1828).
Спускаемся глубже в историю...
Орфика - инструмент конца 18 века. Мне напомнил один из синтезаторов Дитера Болена (Modern Talking)
Вот так на нем играли.
Это тоже комбаин. Вверху рояль, внизу басовый инструмент.
А у этого инструмента клавиши покрыты перламутром.
Инструмент в ящичке - прототип современного компьютерного столика.
Гармония - начало 18 века.
Рейсеклавикорд - мобильный клавесин. Конец 18 века.
Как напоминает синтезаторы!
Скрипка времен Марии Терезии, инкрустированная перламутром - 1749 год.
Духовые инструменты Императорского духового оркестра.
Чембало середины 18 века. Чембало (музыкальный инструмент) — итальянское название клавесина, предшественник традиционного одноклавиатурного клавесина.
Эволюция скрипок.
Инструменты 17 века.
Виола Де Амор - ни то альт, ни то виолончель.
Еще одно Чембало
А это виолы (альты, чуть больше скрипки) начала 18 столетия.
Уходим глубже в ситорию...
Чембало 1696 года.
Уникальный старинный инструмент Drehleier, конец 17 века. Колёсная лира (органиструм, хёрди-гёрди) — музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Виола да Гамба, образца 1736 года.
А вот это уже лютня, инструмент периода Возрождения. Образец 1596 года.
Какой шикарный клавесин, инкрустированный перламутром и слоновой костью! Вот это инструмент, ни то что наши пианино производства мебельной фабрики...
Тоже уникальный инструмент.
Это пращуры смычковых инструментов, времен 16 столетия.
В середине Лира да Гамба. Правее Виола да Гамба из Болонии.
Регал 1580 года. Как я понял, это компактное подобие органа. Меха раздуваются ногами.
Клавиорганум 16 века. Клавиорганум состоит из органа-позитива, на котором расположен собственно клавесин. Всё играет как по отдельности, так и вместе. Инструмент был известен и в России. На нем упражнялся в Гатчинском дворце придворный капельмейстер Д.С.Бортнянский, услаждая слух цесаревича Павла Петровича - будущего императора Павла I.
Чембало образца 1559 года.
Регал и Спинетт. Причем оба переностные. 1587 г.
Одна из гравюр, на которой показано, как в эпоху Возрождения передвигались музицируя "живые" музыканты.
Ну и в заключении совсем рарритет - Виола Да Брацио выпуска 1500 года.
И Лира да Брацио 1511 года.
Спинеттино начала 16 века. Это клавишный струнный инструмент, выполненный в форме толстой книги.
Ну все, с играющими раритетами закончили. Плавно переходим в следующую экспозицию Нового дворца - Waffensammlung с коллекцией позднесредневекового оружия. Значительная часть этого оружейного собрания происходит из коллекции эрцгерцога Фердинанда Тирольского, который собрал ее еще в XVI в. в своем замке Амбрас. Страстный коллекционер редких вещей любого рода, но, прежде всего, оружия, эрцгерцог содержал двух секретарей для поиска раритетов. Сохранилась многотомная переписка с запросами, «нажимами» обещаниями, составленная Фердинандом и его секретарями для получения желанного оружия и военного снаряжения, принадлежавшего царственным особам или знаменитым полководцам. Таким образом, стало возможным определить первых владельцев почти каждой вещи в коллекции.
Под каждым панцирем табличка с его владельцем и в какое время доспехи были использованы. В те времена каждый дворянин обязан был иметь доспехи.
Мечи, которыми рубились в мясо.
Режь, рви, коли.
А это доспехи для рыцарских турниров.
Вот с такими пиками на конях рыцари на высокой скорости врезались друг в друга.
- Ну че, повоюем?
Зал интересных экспонатов - вспомнилась сага "Звездные Войны".
Вот это уровень чеканки!
Слева доспехи, принадлежащие одному из членов итальянской королевской семьи Гонзагов, 1490 год.
В период Возрождения "панцыри" и мечи становятся изящнее.
Залы в музее громадные.
Тоже "Звездные войны" напомнили. Глазастые рыцари.
Одеяние Альбрехта Маркграфа Фон Бранденбургского (1526 год)
Для любимого пса...
И для животика место тоже.
Личные доспехи Филиппа 2 Испанского.
Личные доспехи, отмеченные даже на картине.
Арболеты. Вручную такие механизмы не возведешь.
Ну это уже украшательство...
Последние десятилетия рыцарства. Доспехи превращаются в парадную одежду.
И когда появились мушкеты (начало 16 века), доспехи стали совсем бесполезны.
Оружие Османской армады.
Японский воин.
Отголоски позднеготической истории рыцарских боев.
А в заключении я поиграл на стариных клавесинах.
Наполненные впечатлениями, мы покинули этот музей и направились дальше изучать город.
Вчера мы уже поздно зашли в главный собор Св. Стефана, он был не освещен, по этому сегодня решили снова посетить с визитом главную церковь Вены. Первый храм на месте собора построен в 1137—1147 годах; собор в нынешних границах построен в XIII—XV веках и приобрёл современный вид к 1511 году.
Из стены выглядывает один их архитекторов собора, который таким образом решил увековечить себя.
Вифлием.
На готических скульптурах еще сохранилась краска.
Средневековые рельефы с фасада церкви.
Следующим музеем был Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) на площади Марии Терезии. История Венской картинной галереи практически полностью совпадает с историей Дома Габсбургов, страстных коллекционеров. Уже в эпоху Максимилиана I (1459—1519) существовала коллекция портретов, интересная не столько с художественной стороны, сколько с генеалогической точки зрения. Эрцгерцог Фердинанд II (1529—1595), собрал еще одну коллекцию портретов; а в течение 17-летнего пребывания в Богемии (1547-63) он заложил основы другой, более грандиозной коллекции, которая в последующие века была перевезена в замок Амбрас, вблизи Инсбрука. Так он захватил коллекцию в замке Амбрас, когда в 1595 г. умер его дядя Фердинанд II, а затем, тем же способом овладел наиболее ценными вещами из коллекции своего брата эрцгерцога Эрнеста. Во время пребывания в Нидерландах (1593-95) он приобрел много работ фламандских мастеров, в том числе большое количество картин Питера Брейгеля Старшего, сегодня составляющих, быть может, наиболее ценную часть венского музея.
Музей начинается с истории Египта. Камешки от пирамид.
Саркофаги.
Статуэтки богов - ушепти - которые клали в гробницу.
Украшения древих Египтян.
Керамика
Плавно переходим в Греческий период истории мира.
Пол, украшенный греческой мазаикой. Изображен миф о Тесее.
Римский период.
Фаюмский портрет начала новой эры - созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. - портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Стеклянные изделия, созданные в Греции и Риме до Нашей Эры.
Древнегреческая керамика.
Изделия из золота - ювелирное искусство античного мира.
Здание музея, построенное в период правления Императрицы Марии Терезии, поражает своим размахом и красотой!
Поднимаемся на второй этаж в залы живописи.
Купольный зал.
Расцвет яркого красочного Барокко.
Начнем просмотр с работ Тициана (1490—1576) - венецианская школа, из которой вышли многие художники эпохи Возрождения, в том числе и Эль Греко (1541—1614), учившийся у Тициана в 1567 году.
Се человек, 1543 год
Тициановские женщины...
Тоже представитель эпохи Ренессанса, венецианской школы живописи - Джорджоне (1477—1510).
Три философа. Ок.1504 год.
Зал венецианской школы.
Рафаэль (1483 — 1520 гг.) , Св. Маргарита.
Рафаэль, Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1506)
???
Караваджо (1573 - 1610), Ужин в Эммаусе (один из эскизов). Микеланджело да Караваджо - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только итальянских, но и западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании, Франции, Фландрии и Нидерландах.
Диего Веласкес (1599 — 1660) - испанский придворный художник, один из величайших представителей испанского барокко.
Инфанта Маргарита Австрийская в детстве.
Портреты разных периодов жизни Маргариты.
Веласкес, Филипп IV Испанский, 1656, и Маргарита Австрийская, около 1660.
Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), немецкий живописец и график эпохи Возрождения.
Король Максимилиан 1 (1519) и Мадонна Пэр (1512)
Дюрер, Портрет Йоханнеса Клеберга (1526) и Портрет молодой венецианки (1505)
Дюрер, Алтарь Ландауэра - Поклонение Святой Троице. 1511.
Лукас Кранах Старший (1472 — 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
«Адам и Ева в райском саду». 1530.
Рубенс (1577 - 1640), фламанское Барокко.
Целый зал Рубенсовских работ и работ его учеников. Фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Рубенс. Слева - Портрет Изабеллы, по центру Вознесение Девы Марии, справа - портрет мужчины.
Рубенс, Три Грации ???
Автопортрет.
Рембрандт (1606—1669) Мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи[1]. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств
Портрет мальчика и автопортрет.
Голландская школа. Натюрморты и пейзажи.
Якоб Йорданс (1593 - 1678), ученик Рубенса. Фламандский художник. Всю свою жизнь прожил во Фландрии. Его картины можно найти в любой церкви Антверпена. Йорданс считается одним из выдающихся представителей фламандского барокко.
Йорданс. Праздник Бобового короля.
Питер Брейгель Старший (1525—1569) - нидерландский живописец и график, представитель Северного Возрождения.
Питер Брейгель Старший, Вавилонская башня (1563).
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.
Питер Брейгель Старший, Охотники на снегу (1565). Картина из цикла "Времена года. Зима". Одна из моих любимых картин.
Питер Брейгель Старший, Избиение младенцев (1566).
Вот так делают копии картин.
На этом наше знакомство с музеем истории искусств Вены закончилось. На улице моросил все тот же январский дождик, было уже темно. Мы пошли в центр за пирожеными. Как вы знаете, Вена славится своими вкусными кулинарными изделиями.
Грабен.
Улочка, выходящая к Грабену - Кохлмаркт.
Мы зашли в две кондитерские DerMann и купили вот эти пироженые, которые с удовольствием съели на ужин. Пироженые оказались весьма вкусные.
Пятница. С утра выглянуло солнышко, мы позавтракали, собрались и пошли в сторону автовокзала. В 9:45 мы выехали из Вены. В автобусе показывали "Друзей".
Я уткнулся в ноут редактировать тексты.
Сделали получасовую остановку в Брно и в пол третьего уже были в Праге. А вечером Вика уехала в Киров.
© 2007—2024. А.Маракулин
комментарии о дневнике | О Чехии